Как понять кто главный в семье. Кто главный в семье - муж или жена

Материнские заметки

Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется.

Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно , и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче.

Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья.

Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег.

Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем.

Дом возглавляет система ценностей семьи.

Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все

И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили…

Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

Семья может быть даже раем: «...сделай свой дом небом», – призывает нас все тот же Иоанн Златоуст. А потом добавляет совершенно удивительные слова, мои любимые слова:

«Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос» .

Христос может быть «посреди» нашего дома. Внутри нашего дома. Живой Бог – вместе с нами.

Семью – малую Церковь – возглавляет Бог

При условии, что в доме будут любовь и согласие. Если мы все будем соединены друг с другом не только бытом, не только приятными чувствами, но и стремлением к добродетели… И Бог будет главным в доме.

Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор.11,3).

Получается такая иерархия в семье, в браке: у жены есть глава, и это – ее муж; и у мужа, в свою очередь, есть глава – это Христос. Главный в такой семье – Сам Бог.

«В браке всегда есть третье лицо – Лицо Самого Бога» , – пишет исследователь святоотеческого учения о браке С. Троицкий.

Семью – малую Церковь – возглавляет Бог. И он входит в этот дом и находится внутри него. Бог, сотворивший небо и землю, может быть посреди нас. И это правда возможно. Это и есть настоящая семья: такая, в которой главный – Бог.

Отношения в семье – к Богу

В семье мы связаны друг с другом. Взаимными обязательствами, взаимной ответственностью. Христос – посреди любых отношений в настоящей семье. Вот посмотрим, как это выглядит.

Муж

Муж должен любить жену, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25-33). Не просто – любить. Любить жену – с Богом, ради Бога, как путь к Богу:

«Не столько ради ее самой должно любить ее, сколько ради Христа... Итак, делай все из повиновения Господу и как бы ты делал все ради Него» .

Как именно любить, где мера этой любви – сказано: как Христос. До смерти. В быту – тоже предельно понятно:

«Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовью и дружбой. Нет уз, крепче этих, особенно для мужа и жены… общницу жизни… нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью» .

Пока все идет хорошо, пока все в порядке – нетрудно любить жену и ради ее самой, ради той радости, которую приносит общение с любимой, красивой, родной женщиной. А когда все становится вверх ногами, когда жена все делает не так, и говорит не то, и истеричка, и склочница, и один вид этой сварливой бабы вызывает раздражение… В конце концов, когда она сама-то не выполняет возложенных на нее обязанностей, когда не слушает мужа и даже «развратна»… Вот тогда уже подвиг ради Христа – любить ее. Вот тогда подвиг – окутать ее теплой заботой, «любовью и дружбой». Ради Христа, во Имя Которого мы живем, Которому посвящен наш Дом, ради послушания истинному Главе семьи.

Жена

Жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Кол. 3,18, Еф. 22-24). И снова – повиноваться не ради мужа (хотя и ради него тоже), и не ради мира и согласия в семье (хотя и мир обеспечен), но как бы совершая служение Богу, служение Тому, ради Кого все отношения в семье выстраиваются, ради Кого – весь этот дом. По словам Златоуста, жена должна повиноваться мужу «если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа» . Это, продолжает учитель Церкви, и означает – оставить мужа или жену, чтобы последовать за Христом: то есть выполнять свой долг любви к жене и, соответственно, послушания мужу именно ради Бога, именно как служение Богу. И святитель напоминает нам, женам, слова апостола:

«Если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу» .

Легко слушать того, кого любишь, легко слушаться мужа, который тебя любит. Для которого ты – единственная, прекрасная, родная. Но мелкие и серьезные проблемы, болезни, обиды, усталость, в конце концов, очевидные выкрутасы женской психики во время беременности и во время обычных женских состояний – все это первым делом выплескивается на отношения с мужем. И если в это время видеть только мужа, то… не так-то просто взять себя в руки, не так-то просто заставить себя слушаться его. Того, кто, конечно же, неправ (как можно класть зелень в суп еще до картошки?! как можно разрешать детям смотреть мультики 4 часа подряд? как можно ставить перед ребенком тарелку с черникой на белую скатерть?!). Слушать мужа в это время тяжело, почти невозможно.

А если смотреть не на мужа, который вызывает , а обратиться к Богу? Послушаться мужа – не потому что он прав, а потому что прав Господь, заповедавший мне послушание. Послушаться мужа – как принести жертву Богу. И самое удивительное то, что в таких случаях, когда ради Господа, а не во имя логики и тем более не во имя демонстрации послушания (вот сейчас муж увидит всю нелепость своих приказов!) удается победить свою гордость, свое стремление во всех ссорах выходить победительницей, – тогда все встает на свои места. Ради такого крошечного подвига Господь, Глава нашего дома, дает нашему дому мир. И дает любовь – уже не ту любовь, которая «сама по себе» когда-то привела нас друг ко другу, а любовь новую, еще более крепкую и сильную. И после такого маленького усилия над собой, сделанного именно ради Бога, появляется «естественное», легкое послушание мужу, послушание в любви уже к нему самому, послушание в радости согласия и единомыслия… Да, единомыслие в семье достигается как-то даже банально: жена повинуется мужу – и никаких разногласий быть не может:

«Не просто и не напрасно Павел выказал великую заботливость об этом деле, когда сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу». Почему? Потому что, если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо… Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок…» .

Вот как легко приходит мир и единомыслие в дом: если жена слышит и слушает мужа – откуда взяться разногласиям? Уничтожается сам механизм возникновения ссор, анархии, «беспорядка», в котором обычно воспитываются наши дети – дети беспорядочных семей…

Это тоже не просто теория или идеология. Такое отношение к детям зовет за собой все устроение нашей заботы о детях. Мы отдаем детей на самбо и в бассейн, мы ищем для них курсы английского с преподавателем-носителем языка, мы готовим их к олимпиадам по математике, мы читаем смешные книжки Астрид Линдгрен, включаем мультики про кроликов и фильмы про Шерлока Холмса – но главным всегда остается то, ради чего Господь поручил нам наших детей. Главное – когда мы не позволяем детским занятиям, детским увлечениям выращивать и поддерживать детские грехи и страсти. Главное – когда мы выстраиваем и каждый детский день, и все пространство детских занятий в памяти об этом главном. Главное – когда «учение Господне» предваряет и сопровождает все другие виды обучения детей и все наше общение с нашими детьми. Главное – когда мы начало каждого дела, каждого дня, и каждый седьмой день приобщаем нашу малую Церковь – Церкви великой. Когда общность всей нашей семьи с Христовой Церковью, с учением Церкви пронизывает весь строй жизни нашего дома.

Если Господь поручил нам, именно нам, воспитание наших детей – это означает и степень вовлеченности родителей в дело воспитания детей. Мы уже не можем отмахнуться от этого задания, от этой заповеди, «потому что нет времени», и даже потому, что «я не умею воспитывать детей», не можем запросто и полностью перебросить это благое иго на чужие плечи. Тем более, что в нашем доме, над нашим домом – наш Глава, наш истинный Отец, Воспитатель и Учитель – Господь, Который будет всегда заботиться о наших детях. Будет помогать нам воспитывать их. Если мы будем просить Его о помощи, если мы вообще призовем Его в свой дом, если мы посвятим именно Ему свой дом. Тогда получится, что наши дети рождаются и живут в доме Божием… Ничуть не меньше. Потому что как иначе назвать дом, в котором Бог – Глава? Как иначе назвать малую Церковь?

Если Господь поручает нам детей – то мы встретим появление нового малыша с радостью: ведь это не случайный «залет», а дар нашему дому, дар нашего Бога. И со спокойной уверенностью: раз Господь дал малыша –– Он поможет нам в заботе о нем. И если нам кажется, что мы не готовы, что мы не справимся… это только так кажется: Бог дал – Он и поможет нам справиться, Он знает, когда и кого приводить в наш дом. И нам остается только принять малыша, любить его и воспитывать его. Для Того, Кто его нам послал.

И если Он забрал малыша… Большого, маленького или долгожданного, но еще не рожденного… Это горе, которое может разрушить дом. Это горе. Но разрушает оно, когда дом – не к Богу, не в Боге. Но ведь настоящая семья – это дом Божий. Ведь малыш – Божий. Ведь рождение малыша – это не приз, не игрушка, рождение – задание воспитать маленького человека для его истинного Владыки и Отца. Наш Бог, наш Царь поручил нам воспитание – и забрал к Себе обратно нашего воспитанника. Мы любили этого малыша, мы заботились о нем – но наш Царь отозвал Свое поручение. Мы думали, что будем воспитывать малыша до его взросления. Чтобы дальше он сам смог жить – жить к Богу, идти к Богу и войти в . А Господь дал нам позаботиться о нем не до взрослости, но всего лишь первый триместр беременности, или всего лишь до его пятилетия… И он ушел к Богу, к Отцу своему, гораздо раньше, чем мы надеялись. Но ведь главное, чтобы он в конце концов, сейчас или через восемьдесят лет, пришел именно к Нему, в Его руки… Разве не об этом мы молились с того самого момента, как тест на беременность показал две красные полоски?

Все в настоящей семье – к Богу и в Боге. И поэтому – все просто, все легко, даже когда слишком непросто и совсем не легко. Весь наш дом – в руках Божиих…

Любовью и единомыслием к Троице Нераздельней

Такое дело: служение Богу в семье как будто отворачивает нас друг от друга. И действительно, говорит же Златоуст: слушать мужа ради Бога – это «оставить мужа и жену», последовав за Христом. И выходит, как будто мы, идя к Богу, уходим друг от друга. Но чудо как раз в том, что все ровно наоборот. Ведь все эти заповеди об отношениях в семье буквально заставляют нас быть ближе друг ко другу, ближе в общем-то и некуда.

Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом

Авва Дорофей говорит о том, что Бог – это солнце, а мы, люди, как солнечные лучи: чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг ко другу. Это – две основные заповеди: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом. Такое происходит даже с монахом, к которому преимущественно и обращены слова аввы Дорофея. Что же говорить о семье!

В семье мы идем к Богу вместе. по-настоящему, навечно соединяет нас друг с другом.

Мы связаны отнюдь не только взаимным долгом, взаимными обязательствами, теми заповедями, которые нам, семейным людям, необходимо соблюдать, если мы считаем себя христианами.

Семья – единый организм. Это – единица, а не множество

Семья – единый организм. Это – единица, а не множество.

Начинается все с непостижимой вещи: муж и жена – это один человек. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Известно, что изначала Бог прилагал особенное попечение об этом союзе, и, говоря об обоих, Он выражается как об одном: мужа и жену сотворил я есть (Мк, 10:6)... Он устроил изначала, соединяя их в одно, как бы на каменном основании» .

Много раз, в самых разных проповедях, святитель повторяет, что «муж и жена – не два человека, а один человек» .

«С идеальной точки зрения богосовершенства и Богочеловечества, то есть какой должна быть истинно христианская и совершеннейшая чета супружества, она есть «плоть едина», один неделимый телесно-душевный организм, с одним телом и одной душой, одним умом, одним сердцем, одной волей» , – писал учитель святителя Илариона (Троицкого) проф. М.Д. Муретов.

Общность мужа и жены и менее тесная, но также сильная связь родителей и детей – не праздные слова или отвлеченная философия. Да, конечно, муж и жена – это две половинки, мы любим друг друга, и детей своих любим. Но, как выясняется, из разряда романтического образа это положение переходит в плоскость, для верующего человека невероятно серьезную и даже страшную.

Вот как обращается святитель Иоанн Златоуст к отцу семейства:

«Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, то мы будем подлежать за них ответу? Да, если (это случится) от неприятия нами строгих мер, потому что для спасения недостаточно нам собственной добродетели... а требуется еще (добродетель) другого» .

Вот так – недостаточно собственной добродетели. Не получится самому потрудиться, а другие – уж как-нибудь, на их усмотрение. Не получится семейному человеку идти к Богу, если он не ведет, не старается приводить к Нему и свою жену, и своих детей. Вот еще слова Златоуста, из другой его проповеди:

«Ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев. Как мы дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность… за жену, и за сына» .

Эта ответственность сама по себе делает нас единым целым. И это целое начинает жить как живой организм, больной или здоровый.

Вот, вроде бы, учение о спасении говорит о спасении души человека. Но спасаться может и дом, как единая душа. Например – пришло спасение дому (τῷ οἴκῳ) сему (Лк.19,9). Не одному хозяину дома спасение, не одной хозяйке, не рабу Божьему Александру или Елене, Иоанну или Василисе – а дому.

Дом может спасаться – и может погибать, «впадать в нечестие», и тоже – как единое целое, как связанность, как взаимозависимость домочадцев. В книге «Пастырь» Ерма, включенной в «Писания мужей апостольских», мы читаем:

«Не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие <…> И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их развратиться» . .

У нас есть обязательства друг перед другом. И перед Богом. Это не просто традиция, не просто образ жизни, а путь ко спасению. Выполнять все эти обязательства – вместе, всем домом, идти к Богу. Да, дом умеет ходить. К Богу или от Бога. И дом идет к Богу, если это настоящий дом. И, один за другим, мы постепенно переходим из нашего земного дома в вечность, к Богу. Должны, должны приходить именно к Богу. И тогда оказывается, что кто-то из нашей семьи – еще здесь, на земле, а другие – уже «на месте», уже с Богом. И дом переходит в вечность. И дом оказывается вечным.

Так строится дом: от земли к вечности. С самого начала – и навсегда.

Святитель Иоанн Златоуст предлагает мужу говорить об этом своей жене сразу после свадьбы:

«Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время кратко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и со Христом в великой радости. Я всему предпочитаю твою любовь, и ничто не может быть для меня так тяжело, как когда-нибудь разлучиться с тобою» .

Вечно быть вместе, вечно быть с Богом

Не разлучаться никогда – ни в земной жизни, ни в вечности. Вечно быть вместе, вечно быть с Богом.

Выполнение возложенных на нас, семейных людей, заповедей может быть тяжелым подвигом. Наверное, сравнимым с мученичеством или юродством... Если приходится служить Богу в семье – в одиночестве, если приходится ради Бога любить свою строптивую жену, если приходится ради Бога быть покорной жестокосердному мужу. Не бросать свой крест, а нести до конца. Даже до смерти... Ведь с креста не сходят. С креста – снимают…

Но если мы вместе пойдем по этому пути, если мы вместе будем так служить Богу, то наш дом действительно станет небом на земле. Где муж окружает жену заботой, любовью и дружбой, где жена послушна мужу своему и единомысленна с ним, где родители посвящают себя заботе о детях, воспитанию их, где все отношения – в любви друг ко другу и к Богу. И это небо, этот рай мы будем снова и снова восстанавливать, когда наше самолюбие, наши страсти будут сбивать нас с выбранного пути. Сбивали, сбивают и будут сбивать, пока мы на этой земле живем… А мы, падая, будем снова вставать, и снова будем идти, ползти, карабкаться, помогая друг другу, вытягивая друг друга. Чтобы дети наши рождались и росли в доме Божием. Чтобы послужить Богу, как это доступно нам, как Он Сам заповедал нам. Чтобы мы все встретились в Царстве Небесном. Чтобы семья наша пребывала вечно со Христом, с Главой нашего дома. И чтобы любовь наша не преставала никогда.

Вопрос «кто в доме хозяин?», конечно же, риторический, и все мы прекрасно знаем ответ на него. Но в наши дни не лишним будет время от времени напоминать, кто же все-таки в семье главный, ведь часто проблемы появляются именно тогда, когда в доме неправильно распределены роли или кто-то хочет «занять чужое место».

Истина состоит в том, что Аллаh создал мужчину и сделал его опорой для женщины. И Аллаh сотворил женщину и сделал ее успокоением для мужчины. И если они (опора и покой) объединятся вместе в мире и согласии, то в этом союзе будет большое благо для них обоих.

В Священном Кур’ане 1 сказано о том, что Аллаh дал мужчине главенство над женщиной, так как дал ему преимущество над ней [в уме, решительности, благоразумии, дальновидности, силе, постоянности соблюдения 2 , в том, что только мужчина может быть Пророком, халифом и имамом, может читать азан, проповедь, проводить пятничный и коллективный Намаз, быть свидетелями в особых случаях, имеет преимущество при распределении наследства, в женитьбе, только он имеет право давать развод, а также родословная ведется по мужской линии] и на нем лежит обеспечение жены. Из этого аята понятно, что сам Создатель дал мужчинам главенство в семье. Об этом сказано в Кур’ане, и нельзя это отрицать.

Мужчины — это сильный пол. Аллаh дал им преимущество по сравнению с женщинами не только в силе, но и в уме, рассудительности и других качествах. Надо принять этот очевидный факт и не противоречить тому, что передано от самого Создателя. И мы говорим это в общем смысле, имея ввиду, что в целом мужчины умнее и сильнее женщин. Однако это не исключает, что какая-то конкретная женщина может быть умнее многих мужчин или превосходить их в знаниях. Например, жена Пророка ‘Айша обучала сподвижников Пророка и была самой знающей из всех женщин.

Бог создал мужчину и женщину разными и дал им разные права и обязанности в соответствии с их особенностями. Благочестивая мусульманка понимает, что она слабее мужчины и не стремится занять его место. А достойный мужчина не стремится уподобляться женщине и не избегает ответственности, возложенной на него.

Посланник Аллаhа говорил: «Каждый человек несет ответственность за то, что ему вверено Алла hом. Правитель ответственен и должен заботиться о народе, мужчина заботится и несет ответственность за свою семью, а женщина заботится о доме, муже и детях. Каждый несет ответственность за то, что ему дано».

Важно всегда это помнить и не стремиться занять чужое место. Вместо того, чтобы соперничать, лучше спокойно выполнять свои обязанности и стремиться к благочестию, так как в конечном счете лучшим будет тот, кто более богобоязненный, несмотря на то, женщина это или мужчина.

Женщине нельзя приравнивать себя к мужчине и стараться брать верх над ним — это не соответствует культуре мусульман. Мужчина должен быть главным, а женщина находится под его защитой и опекой. Он — добытчик и опора. Он — тот, кто принимает решения, устраняет проблемы, и последнее слово должно оставаться за ним. И это на самом деле прекрасно.

А когда женщина начинает вести себя как мужчина, не веря, что он позаботится о ней, считая, что он не справится с ролью главы, то это негативно сказывается на них обоих. Такая женщина становится агрессивной, недовольной, жестокой и категоричной. Она стремится всем управлять и постоянно указывает мужу на его ошибки и недостатки. А мужчина рядом с такой женщиной может начать терять свою мужественность, становясь безвольным. В итоге они оба несчастливы.

Женщина, которая стремится доминировать над мужчиной, никогда не будет довольна своим браком. Если муж уступил ей бразды правления и потакает ей во всем, то она недовольна, так как женщинам не нравятся безвольные слабые мужчины. А если он не уступает ей место лидера, то она все силы тратит на соперничество с ним, конфликтуя и ссорясь. И все это на самом деле признак ее глупости и недальновидности.

А мудрость женщины заключается в том, чтобы следовать своей естественной природе — быть мягкой и женственной, признавать свою слабость и стать отрадой для мужа. Такая женщина вдохновляет мужчину на успех, и тем самым развивается сама как личность. Она дает мужчине возможность успокоиться, расслабиться и накопить в себе мужскую силу. А он чувствует, что она нуждается в нем и в его защите и рядом с такой женщиной он чувствует себя героем. Это и есть гармоничные отношения между мужчиной и женщиной.

Есть женщины, которые не умеют или не хотят жить в роли ведомого, или боятся отдать управление мужчине, не доверяя ему. Возможно, еще до замужества они привыкли самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, поэтому никак не могут расслабиться и довериться мужчине. Таким женщинам можно посоветовать следующее:

  1. Поймите, что ваш муж — не соперник, а союзник. И сам Создатель наделил его лидерскими качествами, способностью принимать решения и быть главой семьи. Мужчины более рассудительны, спокойны и не так подвержены эмоциям, как женщины. Они имеют возможность сосредоточиться на главном и принять взвешенное решение. Поэтому успокойтесь и научитесь ему доверять. Будьте уверены в том, что вы в надежных руках. У этого совета есть еще один плюс — когда мужчина чувствует, что вы ему доверяете, то ему самому хочется рядом с вами быть еще сильнее и еще больше о вас заботиться.
  2. Научитесь подчиняться. Даже если первое время после замужества вам будет трудно перешагивать через свои привычки самостоятельной жизни, то заставляйте себя. Поверьте, от этого вы только выиграете, и подчинение мужу ни в коей степени не унижает достоинство женщины, а наоборот, показывает ее высокую культуру.
    Также важно всегда помнить о том, что из всех людей жена в первую очередь обязана слушаться своего мужа. Но это не значит, что она должна подчиняться абсолютно всем его требованиям. У жены перед мужем есть определенные обязанности, и их нужно выполнять беспрекословно, а в остальных вопросах есть понятия того, что ей желательно делать и как лучше поступать.
  3. Перестаньте на каждом шагу корректировать поведение мужа и давать ему «ценные указания». Обычно женщины так поступают, боясь, что он совершит ошибку. Но ведь он взрослый человек, который сам в состоянии принять решение и оценить последствия! Даже если он совершит ошибку, то способен сделать выводы. Он — глава семьи, а не ваш ребенок, и вы ему не мама!
  4. Воспитывайте в себе уважение к вашему супругу. Если хотите быть королевой, то относитесь к мужу, как к королю. Соглашайтесь с ним, не оспаривайте его решений, цените его мнение, не позволяйте себе критиковать его, придираться к нему и показывать ему свое недовольство. Вспомните, как вы ведете себя в обществе тех людей, кого глубоко уважаете. Разве вы станете отпускать в их адрес колкие замечания или корректировать их решения?! Перенесите такое уважение и в ваши отношения с мужем. Это положительно скажется не только на вас самих, но и на ваших детях, ведь они чувствуют, как мама относится к папе, и их радует, когда в семье царит любовь и уважение.
  5. Не стыдитесь быть слабой и беззащитной, какой, по сути, вы и являетесь. Покажите мужу, что вы нуждаетесь в нем, в его мудрых советах и заботе.

Нужно всегда помнить, что мужчина и женщина наделены разной природой, и каждый из них имеет свою ценность. Поэтому тот, кто хочет построить счастливую семью, должен следовать своему предназначению и соблюдать определенные правила во взаимоотношениях. Мужчина хочет чувствовать себя мужчиной, быть лидером в семье и иметь послушную, добрую и нежную жену. А женщина хочет быть рядом с сильным и надежным мужчиной, чувствуя его заботу, внимание и поддержку.

Счастливая семья — это единое целое, где муж и жена не соперничают, а дополняют друг друга. И если замужняя женщина помнит, что она «за мужем», а не впереди него, тогда не надо будет никому напоминать, кто в доме хозяин.
____________________________________________

1 значение аята 34 суры «Ан-Ниса»
2 женщины не выполняют Намаз и не держат Пост во время менструации и послеродовых выделений

Вам может понравится

Мусульманские имена для мальчиком и девочек

Проблема имя наречения является актуальной и по сей день. С этой проблемой, несомненно, сталкивался каждый из нас в момент рождения ребёнка. Мы кропотливо перебираем десятки имён прежде чем остановиться на одном из вариантов. Всегда хочется найти что-то красивое, не противоречащее традициям и вероисповеданию, но в то же время и простое, легко выговариваемое. Благозвучность имени играет отнюдь не последнюю роль в социальном обществе. Бывают случаи, когда родители под влиянием личных эмоций и идеологических идей называли детей, такими именами, которые не соответствовали морально — этическим устоям в мусульманском обществе. Например, во времена всесоюзного строительства коммунизма в некоторых тюркских народах детям присваивались имя «Ленур» — Ленинъ нуры (Светоч Ленина), “Марлен» — Маркс и Ленин и другие политические имена. Также следует отметить проблему исчезновения из языка таких букв как «ه» — h и «ح» — х . Например, Асан, Усеин, Усние. Это имена, общепринятые в мусульманском мире, как однокоренные слова “Х асан» — » “Х усейн» — “Х юснияй”, от арабского — утончённый, изящный, хороший. Причиной исчезновения упомянутых букв в языке тюркских народов, является подмена арабской графики латинской или кириллической.

Некоторые тюркские народы по сей день сохраняют интересную традицию называть ослабленного новорожденного именем Турсун или Яшар, Омюр. В частности, азербайджанцы называют Дурсун или же присваивают имя отца и матери. Никто не будет отрицать факт того, что имя является своеобразным носителем какой-либо информации. Мусульманское имя может нести в себе память о роде Пророков и их близких, мир Им. Свидетельствовать о покорности и вере мусульманина в существование Единого Аллaha, а также в Судный день. Это заметно на примере имен, основывающихся на: ‘абд (‘ибад), сейф и нур. Варианты арабского термина «’Абд» трактуются как: раб. Сейф как: мечь, а нур — луч, свет. Обратим внимание на следующие имена: ‘Абдуллah, ‘Абдурах ман, ‘Абдульк адир, ‘Абдуссъамад, Сейфуддин, Нуреддин и др.

Нужно сказать, что в процессе наречения ребенка принимают участие не только молодожены, но и их родители, бабушки, дедушки. В большинстве случаев, молодые в знак уважения и благодарности последнее слово оставляют за старшими. В этом собственно и заключается менталитет крымскотатарского народа.

В традициях некоторых тюрков-мусульман, имеется особый подход к именам, супруга зачастую обращается к мужу без упоминания его имени. Например, женщина-узбечка зовет мужа «ходжайын» (но этимологии русского слова «хозяин»), отасы — отец детей. В крымскотатарских домах, а в особенности это семьи е большим прошлым, друг к другу обращаются как: акъай, апай или киши, апакъай, аврат и т.д. Слово «аврат» применяется к женщинам, из-за того, что у них есть части тела, которые они должны закрывать перед чужими мужчинами. (Все тело, кроме лица и кистей рук).

Возвращаясь непосредственно к нашей теме достаточно вспомнить о наших соотечественниках, у которых двойные имена. Например: Къурт-Сабе. Къурт-Али, Къурт-Асан, Къурт-Осман, Сеит-Асан, Сеит-Бекир, Сеит-Белял, Сеит-Вели, Мамбет-Али. Вспомним о формах имен в довоенном Крыму, это имена известных классиков крымскотатарской литературы: Хасан Сабри, Хусейн Шамиль, Умер Фехми и другие. Иногда среди читателей находятся такие, кто путает их вторые не официальные имена с фамилиями. Ибо, как мы знаем в фамилиях тюркского происхождения отсутствуют типичные для славянских народов окончания типа: ов/ова, ев/ева. В настоящее время отдельные крымскотатарские деятели культуры, дабы подчеркнуть патриотизм намеренно отсекают от личных фамилий подобные окончания. Например, Шакир Селим(ов), Шевкет Рамазан(ов), Айдер Мемет(ов), Фетта Аким(ов), Айше Коки(ева), Шерьян Али(ев). По некоторым данным, вышеупомянутые парные имена присваивались детям для того, чтобы избежать недоразумений между односельчанами с одинаковыми именами. Возможно, здесь существуют и другие мотивы. На данный момент этот вопрос остается малоизученным. Наряду с именами существуют и различные псевдонимы, прозвища. Если обычно творческие люди или реже политические деятели, наряду с настоящим личным именем приписывают себе и псевдоним, то прозвища присваиваются определенному человеку непосредственно людьми, окружающими его.

С намерением напомнить старинные традиционные мусульманские имена начинаем публикацию наиболее часто употребляемых имен. За основу статьи взяты справочник тюркских имен, арабско-русский, османско-турецкий и другие словари.

Мужские и женские имена на буквы — А

‘Абдуллаh — раб Божий.
‘Абид, (‘Абиде) — поклоняющийся, молящийся, верующий раб.
‘Адалет — правосудие, справедливость.
‘Адиль, (‘Адиле) – справедливый. Мужское и Мужское и женское имя женское имя.
‘Азамат — величие, великолепие.
‘Азиз, (‘Азизе) — уважаемый, почитаемый, любимый. Мужское и женское имя
‘Азим — полный решимости, решительный
‘Али — имя двоюродного брата Пророка Мухаммада, мир Ему (‘Алие женское имя)
‘Алим (‘Алиме) — мудрый, ученый, знатный. Мужское и женское имя
‘Ариф — знатный, смышленый
‘Абдульгъаффар — Раб Аллaha, Прощающего грехи
Адем — Адам, имя первого человека, созданного Аллахом, первый Пророк, мир Ему
Алемдар — знаменосец
Амин — достоверный, правдивый Мужское имя и женское имя
Амина — имя матери Пророка Мухаммада, мир Ему
Амир (Эмир) — правящий, дающий приказы
Арзу — 1.возлюбленная Камбера — героя известной в народе сказки «Арзу ве Камбер». 2. от перс, желание, мечта
Асия (Асие) — так звали жену Фараона. Благочестивая женщина из последователей пророка Муса, мир Ему
Ахмад — одно из имен Пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Б

Басыр — проницательный, прозорливый, дальновидный
Батал — смелый, храбрый, герой
Батыр — богатырь
Бахтияр — от перс. Счастливый

Мужские и женские имена на буквы — В

Вильдан (от ар.слов валил, велел, эвляд) — новорожденные дети; рабы

Мужские и женские имена на буквы — Г

Гевхер (Джаухар) — драгоценный камень, чистый, истинный, неподдельный
Гюзуль (Гузаль, Гезуль) — от тюрк, красивый, хороший. Женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Д

Дилявер — от перс. отважный, смелый, храбрый
Диляра — от перс.поэт. красавица; милая, прекрасная, успокаивающая сердце

Мужские и женские имена на буквы — З

Заhид (Заhида) — ведущий аскетический образ жизни. Мужское и женское имя
Заир (Заира) — посещающий, навещающий. Мужское и женское имя
Зайнаб (Зейнеб) — имя дочери Пророка Мухаммада, мир Ему
Закир (от Зикр) — упоминающий Имя Бога Всевышнего
Зариф (Зарифа) — нежный, утонченный. Мужское и женское имя
Зафер — достигающий цель; побеждающий, победитель
Заhра — цветок
Зуhра — одно из имен дочери Пророка, мир Ему, Фатимы
Зеки (Зекие) — чистый, без примесей, натуральный, неподдельный. Мужское и женское имя
Зеки — умный, смышлёный
Зульфие — та, у которой очень красивые, пышные волосы

Мужские и женские имена на буквы — И

Ибраhим — имя Пророка, мир Ему, отец Пророка Исма’иля, мир Ему.
Идрис — имя одного из Пророков, Мир Им.
Иззет — величие, почтение.
Ильhам (Ильhамие) — вдохновение. Мужское и женское им.
Ильяс — имя одного из Пророков, мир Им.
Имдад — помощь; сила, посланная на помощь
Иман — вера. Женское имя.
‘Инает — милость, попечительство, заботливость.
Ирфан — знание. Мужское имя.
‘Иса — имя одного из Пророков, мир Им, сын Марьям, мир Ей. Аллаhом Ему был ниспослан Инджиль.
Ислям — название религии всех Пророков, мир Им, от ар. означает покорность Единому Богу
Исма’ил — имя одного из Пророков, мир Им. Первый сын Пророка Ибраhима, мир Ему, от hаджера Исмет — непорочность, защищенность.
Ирада (Ираде) — воля.

Мужские и женские имена на буквы — К

Камаль (Кемаль) — совершенство.
Керем — благородство; щедрость.
Керим (Кериме) — щедрый, благородный. Мужское и женское имя.
Каусар (Кевсер) — 108 сура из Кор’ана название райского источника.
Кямиль (Кямила) — совершенный, безукоризненный. Мужское и женское имя.
Кадер (Кадире) — могущественный, сильный. Мужское и женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Л

Лятифе — нежная, мягкая. Женское имя.
Лютфи (Лютфие) — любезный, милый. Мужское и женское имя.
Ляле – тюльпан.

Мужские и женские имена на буквы — М

Махбуб (Махбубе) — любимый, возлюбленный. Мужское и женское имя.
Мавлюд (Мавлюда) — рожденный. Мужское и женское имя.
Мадина — город в котором находится могила Пророка Мухаммада, Мир Ему.
Марьям (Мерьем) — мать пророка ‘Исы. мир Ему
Мадиха – восхваляющая.
Мекка — Место где родился Пророк Мухаммад, Мир Ему и место нахождения Ка’бы.

Мужские и женские имена на буквы — Н

Надир (Надире) - редкий.
Назим (Назмие) - сочиняющий.
Назиф (Назифе) – чистый.
Наиль (Наиле) - достигающий цели.
Нафисе - очень ценная; прекрасная.
Недим (Недиме) - собеседник, друг.
Нимет - благо, дар.
Нуреддин - свет веры.

Мужские и женские имена на буквы — Р

Рагъиб (Рагъибе) - желающий.
Раджаб (Реджеб) - седьмой месяц но лунному календарю.
Райф (Райфе) добросердечный.
Рамазан (Рамадан) — месяц Поста.
Расим - художник, рисующий.
Рефат - сострадательный, добрый.

Мужские и женские имена на буквы — C

Саадет -счастье.
Сабит твердый, устойчивый.
Сабир — терпящий, примеряющийся.
Садриддин - с верой в сердце.
Саид (Саиде) – счастливый, удачливый.
Сакин (Сакине) пребывающий в покое.
Салих (Салиха) - благочестивый.
Сафвет - чистый, ясный.
Сафие — чистая, без примеси.
Селим (Селиме) - без изъянов.
Селямет - благополучие, безопасность.
Сефер - путешествие.
Субхи (Субхие) утренний.
Сулейман - имя Пророка, мир Ему.
Султан (Султание) - правитель.

Мужские и женские имена на буквы — Т

Таhир (Таhире) чистый, благородный.
Талиб — стремящийся; ученик.
Тевфикъ – удача, удачливый.

Мужские и женские имена на буквы — У

Ульви (Ульвие) – возвышенность.
‘Убайдуллаh — раб Всевышнего.
Уммет - община.

Мужские и женские имена на буквы — Ф

Фазиль (Фазиле) -благородный.
Фаикъ (Фаикъа) – превосходный.
Фарукъ – справедливый.
Фатима (Фатма) — имя первой дочери пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Х

Халиль преданный (друг, товарищ).
Халим (Халиме) - мягкий, добрый.
Халис (Халисе) - чистый, без примеси.
Хабиб (Хабибе) – любимый.
Хадидже – имя первой жены Пророка Мухаммада, мир Ему.
Хайдар - лев, то есть храбрый и смелый.
Хайреддин - благо от веры.
Хайри – счастливый, удачливый.
Хаким (Хакиме) - мудрый.
Халиль – преданный, друг, товарищ.
Халим (Халиме) – мягкий, добрый.
Халис (Халисе) – чистый без примеси.
Хасан – изящный, хороший. Имя внука пророка Мухаммада, мир Ему.
Хикмет – мудрость.
Хусейни – хороший, изящный. Имя внука пророка Мухаммад, мир Ему.
Хусний (Хусние) – изящный, красивый.

Мужские и женские имена на буквы — Ш

Шаабан - восьмой месяц лунного календаря.
Шемседднн - со светлой верой.
Шакир (Шакире) – благородный.
Шевкет – величественный, важный.
Шемседдин – со светлой верой.
Шемси (Шемсие) – солнечный, лучезарный.
Шериф - почетный.
Шефикъ (Шефикъа) – добрый, душевный.
Шукри (Шукрие) – благодарящий.

Мужские и женские имена на буквы — Э

Эдиб (Эдибе) – благовоспитанный.
Эдие (hедие) - подарок.
Экрем — очень щедрый, радушный.
Эльмаз — драгоценный камень, алмаз.
Эмин (Эмине) - честный.
Энвер - очень лучезарный, светлый.
Энис (Энисе) – очень хороший соебеседник.
Эсма - очень щедрая, радушная.
Эюб - имя Пророка, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Ю

Юнус - имя Пророка, мир Ему.
Юсуф имя пророка, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Я

Я’къуб - имя пророка, мир Ему.

Довольно трудно найти человека, не мечтающего о счастливой семейной жизни рядом с тем, кто будет любить, понимать, уважать, ценить, терпеть, заботиться, поддерживать, достойно себя вести, грамотно воспитывать детей, хорошо относиться к родителям и так далее. Но мало кто задумывается, что все эти прекрасные качества — это ветви дерева, корни которого -богобоязненность.

В наше время люди часто выбирают спутника жизни по внешним данным, по статусу и положению в обществе, надеясь, что остальные положительные качества появятся со временем. Они надеются, что в будущем получится привить спутнику жизни любовь к знаниям и соблюдению. Конечно, это не исключено, но наша религия настоятельно рекомендует выбирать спутника жизни именно по богобоязненности.

Особенно женщина должна быть внимательна при выборе мужа, ведь исправить взрослого мужчину зачастую оказывается ей не под силу. Но даже и мужчине не стоит обнадеживаться: хоть мужу и легче повлиять на жену, но не любую женщину легко изменить.

Когда люди вступают в брак, но не всегда задумываются о том, что им предстоит пройти вместе длинный жизненный путь, воспитывать детей, переживать испытания и трудности, а думают лишь о том, приятно ли с этим человеком проводить время. Поэтому не удивительно, что их надежды на счастливую семейную жизнь часто не оправдываются.

Как же избежать разочарования? Ответ на этот вопрос давно известен — выбирайте богобоязненного. Он — самый надежный спутник жизни. Любовь такого человека сделает вас счастливым, но даже если не будет таких ярких чувств, то он все равно всегда будет к вам справедлив. От такого не ждешь подвоха, он подставит плечо в трудную минуту, будет добр и терпелив, направит в нужное русло и сам поступит правильно — так, как велит шариат. Богобоязненный любит ради Аллаhа, а не ради своего нафса, как большинство людей: пока чувства бурлят, они готовы терпеть и уступать, а когда чувства проходят, то портятся и отношения между супругами.

Однако по-настоящему счастливая семейная пара — та, в которой оба супруга богобоязненные. Поэтому не только ищите благочестивого спутника жизни, но и стремитесь быть такими. Ведь идеальная супружеская пар, — это те, кто ведут друг друга по пути в Рай.

Плоды союза богобоязненных супругов прекрасны — это не только хорошие отношения, но и благочестивое потомство. В истории было немало примеров, когда два богобоязненных человека воспитали таких детей, которые осветили своими знаниями весь мир.

Родители великого имама Абу Ханифы

Однажды по дороге шел путник. Он был очень голоден. И вдруг он увидел яблоко, плывущее по реке. Он достал это яблоко и съел, но потом задумался: «А что, если оно было из чьего-то сада?» Тогда он решил пойти вверх по течению и посмотреть, нет ли там сада. Немного пройдя, он увидел яблоню, которая росла в чужом саду.

Юноша был очень богобоязненным. Он огорчился, что съел чужое яблоко, и решил попросить прощения у хозяина. Он пошел к нему, рассказал о яблоке и спросил хозяина сада: «Простишь ли ты меня?» Тот ответил: «Нет», и юноша еще больше огорчился. Он представил себе наказание в аду за то, что съел недозволенное, и решил не уходить, пока не получит прощения. Когда хозяин вышел из дома, юноша снова спросил: «Простишь ли ты меня?» Хозяин сада, видя его богобоязненность, сказал: «Я прощу тебя только в том случае, если ты женишься на моей дочери. Но знай, она не видит, не говорит и не ходит». Услышав это, путник испугался, но страх перед ответом в Судный День был сильнее страха перед испытаниями в этой жизни, и он согласился.

Они вошли в дом. Хозяин повел его к комнате своей дочери. Навстречу им вышла очень красивая девушка и поприветствовала отца и гостя. Это была дочь хозяина.

От удивления и неожиданности путник едва не потерял дар речи. «Но вы же сказали, что ваша дочь не видит, не говорит, и не ходит!» — воскликнул он. «Все верно», — ответил отец, — «Моя дочь не видит то, что запрещено, не говорит то, что запрещено, и не ходит туда, куда запрещено!» (то есть она тоже была очень богобоязненной). Аллаh даровал, чтобы таким образом богобоязненный отец нашел богобоязненного мужа для своей богобоязненной дочери. Так познакомились родители великого имама Абу Ханифы — одного из самых известных теологов в мире.

Родители благочестивого ‘Абдуллаhа ибн Аль-Мубарака

‘Абдуллаh ибн Аль-Мубарак — это великий ученый и суфий. Он был искренним и смелым. Вот история знакомства его родителей.

У отца его матери был сад. Однажды он попросил мужчину, который сторожил его сад: «Принеси мне сладкий гранат». Сторож сходил за гранатом и дал его хозяину. Когда хозяин попробовал гранат, то сказал: «Что ты мне принес?! Он же кислый! Принеси сладкий». Тогда сторож снова пошел и принес ему другой гранат. Хозяин, попробовав фрукт, снова возмутился: «Зачем ты опять принес мне кислый гранат?! Ты работаешь у меня целый год и не знаешь, какие из них сладкие?!» На что сторож ответил: «Ты нанимал меня для того, чтобы я охранял сад, а не для того, чтобы я пробовал его плоды. Как же я могу знать, какой из них сладкий, а какой кислый?!» Хозяин сада сильно удивился честности и порядочности сторожа и предложил ему жениться на своей дочери.

Родители пятого халифа Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз — пятый праведный халиф и внук второго праведного халифа ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. Он был справедливым правителем, обладал глубочайшими знаниями и был очень аскетичным. Возможно, всем его достижениям способствовало его воспитание, так как у него были благочестивые родители. Вот история того, как они познакомились.

Его дед — халиф ‘Умар ибн Аль-Хаттаб — был великим сподвижником Пророка и правителем мусульман. Но, несмотря на это, он выходил по ночам в город, чтобы узнать, как живут простые люди. И как-то раз во время очередного обхода он услышал разговор двух женщин. Продавщица молока говорила своей дочери: «Разбавь молоко водой», на что та ответила: «Но ведь халиф запретил это делать!» Мать сказала ей: «Но он же не видит нас сейчас». Тогда дочь ответила: «Если Умар не видит, то Господь Умара видит все!»

Вернувшись домой, ‘Умар сказал своим сыновьям: «Я знаю дом, в котором живет богобоязненная и порядочная девушка — пусть один из вас женится на ней». И на ней женился ‘Асым ибн ‘Умар. А когда у них родился сын, то они дали ему такое же имя, как у дедушки.

Как вырастить из ребенка ЛИЧНОСТЬ

С самого рождения ребенок развивается и проникается теми убеждениями и жизненными установками, которые вкладывают в него родители и окружение. В детстве формируется его характер, привычки, мировоззрение — все это образует фундамент, который лежит в основании его личности. Вот почему так важно именно в детстве заложить в ребенка правильные убеждения и принципы, которые помогут ему стать успешным и счастливым.

Первое, о чем обязаны позаботиться родители — дать ребенку истинные убеждения о Создателе и о мире, который Он создал, о добре и зле, о повелениях и запретах Аллаhа, о Рае и аде, о вознаграждении и наказании. Это — самые ценные и важные знания, без которых невозможно истинное счастье. Кроме того, родители обязаны научить ребенка выполнять Намаз, соблюдать Пост и другие обязанности, ведь они не хотят, чтобы он в будущем совершал грехи. Это основа, без которой невозможен успех.

Кроме того, важно развивать в ребенке те качества и навыки, которые помогут ему лучшим образом прожить эту жизнь и достичь высокой степени благочестия для вечного счастья на Том Свете.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

Ребенку важно научиться ставить перед собой цели и добиваться их.

В наше время дети зачастую не понимают смысла жизни, не находят своего места в этом мире, многие из них предпочитают жить в «виртуальной реальности». И как следствие — их настоящая жизнь проходит впустую.

Объясните ребенку, что жизнь дана не напрасно, и есть ответственность за то, как он ее проживет. А также объясните, что жизнь на этом свете временна, а после нее будет вечная жизнь: в Раю или в аду. В Раю будет вечное счастье, а в аду — вечные страдания. Поэтому главная цель — прожить жизнь так, чтобы попасть в Рай!

Как этого достичь, нам рассказали Пророки — особые люди, посланные Богом. Самое главное — это вера в Бога, который создал весь этот мир, а Сам не похож на свои создания. И кто живет так, как Бог повелел, тот достигнет успеха.

На пути к главной цели важно научиться ставить небольшие цели, которые помогут в ее достижении. Для каждой цели необходимо определить задачи и разработать план для ее достижения. Поэтому ваша задача, как родителей, научить ребенка этим навыкам. Человек, который обладает этими навыками, живет осмысленно, а не плывет по течению жизни. Именно такой человек и является личностью.

Подготовьте ребенка к тому, что на пути к успеху всегда существуют препятствия, иначе успешными были бы все. Его ждут трудности, но пусть это его не останавливает — он должен научиться преодолевать их и извлекать пользу из того опыта, который получает. Развивайте в нем те качества, которые помогут в достижении цели: настойчивость, трудолюбие, силу воли и ответственность.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Однажды ребенок сказал отцу: «Наш новый учитель математики не умеет объяснять, с ним я ничему не научусь». Отец ответил: «Пойми, сынок, если ты хочешь знать математику, то это твоя задача, а не твоего учителя. Что ты сам сделал, чтобы решить этот вопрос?» То есть отец не позволил сыну переложить ответственность на других. Он хотел показать ему, что есть два типа людей: те, кто берет ответственность за свою жизнь и добивается успеха, и те, кто просто ищет виноватых в своих неудачах.

Способность принимать на себя ответственность открывает перед человеком широкую перспективу. Без готовности взять на себя ответственность невозможно добиться настоящего успеха! Разве может достичь успеха тот, кто прячется от проблем, избегает трудностей, не способен принять решение и перекладывает все на других?!

Зачастую сами родители виноваты в том, что их дети вырастают именно такими: инфантильными, ленивыми и безответственными. Ведь они все решают за ребенка, не дают ему проявить инициативу, буквально вырывают работу из рук ребенка, считая, что он не сможет справиться сам.

Помогите ребенку не бояться брать ответственность за свои поступки. Даже если вначале он что- то делает не идеально, не останавливайте его. Приучите его брать на себя обязательства и выполнять их, а также отвечать за возможные неудачи. Начните с малого — пусть он возьмет ответственность, например, за порядок в своей комнате, сказав самому себе: «за чистоту в этой комнате отвечаю я» и выполняет свое обещание.

Для родителей естественно стремление помогать своим детям. Но истинная помощь заключается не в том, чтобы решить все проблемы за них, а в том, чтобы научить их решать свои проблемы.

Один человек, проходя по парку, заметил на кусте кокон, из которого пыталась выбраться бабочка. В коконе была узенькая щель, и бабочка прикладывала все силы, чтобы вылезти через нее. Человек остановился и стал наблюдать за бабочкой, которой никак и не удавалось вылезти. Ему стало жаль бабочку — он достал ножик и надрезал кокон, чтобы помочь ей. Бабочка тут же вылезла, однако, её тельце было немощным и слабым, а крылья еле двигались. Человек продолжал наблюдать за бабочкой, думая, что её крылья окрепнут, и она полетит, но этого не произошло. Ведь именно те усилия бабочки, которые нужны, чтобы выбраться из кокона, укрепляют её крылья и дают способность летать!

Не стремитесь облегчить жизнь своего ребенка, решая за него все вопросы. Чем раньше он научится отвечать за себя и свои поступки, тем лучше для него! Ведь в итоге каждого ждет великий Отчет! Каково же будет положение того, кто всю жизнь избегал ответственности?!

Если вы научите ребенка ставить цели, брать на себя ответственность, преодолевать препятствия, проявлять старание, настойчиво трудиться, работать над собой и добиваться результатов, он станет сильным, не будет бояться жизненных трудностей и будет способен добиться настоящего успеха.

Залог здоровых отношений — это правильное и гармоничное распределение прав и обязанностей между супругами.

Роль мужчины и женщины в семье исторически определена ввиду биологических предпосылок, особенностей психики и социальной природы.

Современный мир разительно отличается от первобытных общин, в которых и сформировался образ семьи. Но полностью игнорировать природную схему взаимодействия мужчины и женщины, кардинально меняя роли — губительно для брака .

Кто главный в семье?

Любому сообществу людей нужен лидер , который будет координировать действия, решать спорные ситуации, а затем брать на себя ответственность за последствия принятых решений.

Тот же принцип работает и в семье. Только вот в семье «лидера» называют «главой семьи».

Но главенство не значит, что слово лидера является неоспоримым законом для всех домочадцев.

Члены семьи имеют право вносить свои предложения, отвергать или принимать мнение главы семьи, давать советы и т.д. И выполняющий роль лидера супруг должен прислушиваться к мнению каждого, а затем вырабатывать компромиссное решение.

В вопросах, не подразумевающих компромисса или однозначного ответа, слово главы семьи будет решающим. Это ответственная и тяжелая привилегия.

Традиционно главой семьи является мужчина, который в течение многих веков был кормильцем и защитником . Но в условиях современного экономического и социального равноправия полов понятие «глава семьи» видоизменилось (а в некоторых семьях и упразднилось).

Лидер может быть :

  • скрытым;
  • явным.

Явный глава семьи — это супруг, лидерство которого признается всеми членами семьи.

Он руководит всеми процессами внутри ячейки общества открыто и на законных правах.

Скрытый лидер — это супруг, который позиционирует себя как «нижестоящего по чину», но при этом с помощью манипуляций или по заключенной договоренности продвигает свои мнения и решения через явного лидера.

Очень хорошо этот момент прослеживается через поговорку «Муж — голова, жена — шея. Куда шея повернет, туда голова и посмотрит».

Т.е. часто в семьях пальма первенства находится в руках у мужчины. А мудрая женщина соглашается с заведенным порядком, но наталкивает супруга на такие выводы, которые она считает верными. «Говорит губами мужа и творит руками мужа».

Гендерные роли

Семейные системы основаны на гендерных ролях . Эти роли формируются под влиянием культурных норм общества и являются своеобразными «трафаретами» поведения, диктуя участникам социума стандарты поведения.

Вступая в семейные отношения, человек уже понимает, какую роль он будет занимать. Что можно делать, а чего делать категорически нельзя.

Так маленьким девочкам с юного возраста объясняют, что в будущем они станут женами и хранительницами очага.

А мальчикам говорят о необходимости развивать физическую силу и осваивать профессию, чтобы защищать и содержать семью.

Сюда же относятся установки по типу «женщина не должна спорить с мужчинами, с таким характером будешь получать от мужа» или «нельзя дергать девочек за косички, ты же будущий глава семьи, должен защищать слабый пол».

Предназначение и функции

Мужчины

Материальное обеспечение . Обязанность мужчины в семье — это материальное обеспечение ячейки общества. Доход должен покрывать все базовые расходы современной семьи (еда, жилье, одежда, ком.услуги и т.д.).

Конечно, иногда женщина зарабатывает больше мужа. Но мужчина, который не может рожать и вскармливать детей, идеально подходит для роли добытчика (и скорее всего, примерит ее, когда жена уйдет в декрет, даже будучи экономически пассивным).

Социальные предпосылки также диктуют свои условия, и сильному полу зачастую предлагают более ответственные и высокооплачиваемые позиции.

Защита . Защита семьи — это важная функция. Мужчины сильнее женщин физически. Они также более уравновешены в эмоциональном плане и имеют математический склад ума.

Поэтому настоящий представитель сильного пола в случае опасности возьмет на себя удар, будь то удар в прямом или переносном смысле.

Супруг не должен перекладывать ответственность за решение проблем на хрупкую жену.

Решение технических вопросов (бытовая функция). Здесь все достаточно просто. Мужчина должен вовремя починить полку, подключить новую стиральную машинку, и решить неполадки с протекающими батареями.

Стратегическая функция. Мужчина по природе свой стратег. Он должен решать важные для семьи вопросы вместе с женой. Но, как правило, женщины просто предлагают варианты и общую картину решения проблем. А мужчины выстраивают стратегии, точный план действий и т.д.

Внутренняя функция. Отец должен быть ориентирован на семью, пусть и в меньшей степени, чем женщина. Мужчина большую часть жизни проводит на работе, бывая дома лишь вечерами.

Но когда он проводит время с семьей, он должен максимально вникать во внутренние дела, радости и разочарования.

Воспитание детей — это ювелирная работа, которой занимается мать. Именно женщина ежедневно корректирует поведение ребенка, используя для этого поощрения/наказания/объяснения.

Но и мужчина не должен игнорировать чадо. Он задает курс для воспитания, оценивает поведение ребенка, а в некоторых случаях даже представляет собой «высший суд» или «высшую меру наказания», как авторитетный член семьи.

Женщины

Функция воспроизведения потомства. Женщина вынашивает и рожает детей, взращивает и воспитывает их.

Эта функция доступна только прекрасной половине человечества.

И так как дамы более ориентированы на семью, они вкладывают непосредственно в воспитание больше сил и времени, чем мужчина. Сидя в декрете, женщина находится с малышом постоянно.

А мужчина, который в это время финансово обеспечивает семью, не имеет возможности уделять ребенку много времени.

Бытовая функция. Если мужчина традиционно решает в семье технические вопросы и проблемы, требующие приложения физической силы, то женщина следит за уютом. Готовка, стирка, глажка и уборка ложатся на хрупкие плечи супруги.

Но даже если женщина перепоручает всю работу домашнему персоналу, она должна «вкладываться» в создание уюта.

Свежие цветы на подоконнике, новые шторы или расшитые салфетки на столе создают ощущение того, что хозяйка ко всему приложила руку.

Функция сохранения. Мужчина — агрессор, который добивается своих целей и тратит энергию во внешнюю среду. В семье его энергию пополняет и сохраняет женщина. Она делает это посредством ласки, поощрения, восхищения, стимуляции.

Список обязанностей

Обязанности мужчины:

Обязанности женщины:

  • ведение домашнего хозяйства (готовить еду, поддерживать порядок и т.д.);
  • деятельность (жена не обязана обеспечивать семью и работать, но должна иметь увлечение, чтобы не погрязнуть в быту);
  • воспитание детей;
  • эмоциональная поддержка мужа;
  • сохранение морального облика семьи.

Как правильно распределить?

Все мы — разные и уникальные. Нет единой схемы разделения семейных обязанностей .

Например, где-то супруга обожает чинить бытовую технику и буквально медитирует во время этого процесса, а муж не любит возиться с бытовыми приборами.

В другой семье мужчина хорошо готовит и с раннего детства мечтал стать поваром.

А вот его жена так устает из-за ухода за двумя погодками, что категорически отказывается еще и готовить.

И в каждой из этих ситуаций супруги довольны своими обязанностями .

Так как распределять обязанности? Возьмите за основу традиционную схему распределения обязанностей в семье (на мужские и женские).

Скорректируйте эту схему исходя из того, чем каждый из супругов предпочитает заниматься. Ну и конечно не забывайте помогать своей второй половинке, «подменяя» любимого человека на тех или иных позициях при необходимости.

Пример : Жена в семье готовит, а муж забирает детей из школы. Но в один из дней мужчину задержали на работе.

Мать поехала забирать малышей, потратив на это три часа (на машине утром уехал супруг, и супруга отправилась на общественном транспорте). К возвращению семьи мужчина уже успел приготовить ужин, так как попал домой чуть раньше жены.

Представленный пример прекрасно иллюстрирует, как правильно распределять обязанности в семье, опираясь на принцип взаимопомощи .

Таблица ролей

Основные семейные роли:

Это базовая схема, на которой строится распределения ролей, и опираясь на которую можно добиться гармонии в семье .

Методики распределения

Есть множество методик распределения ролей и соответствующих им обязанностей в семье. Но универсальными являются три методики:


Причины и значение их смены

Смена ролей в семье может происходить как по желанию супругов (тут все понятно), так и вынужденно .

Если мужчина всегда содержал семью, а женщина сидела с детьми, в случае производственной травмы у супруга роли поменяются.

Женщина может получить повышение, будучи беременной, и начать зарабатывать больше, чем ее супруг. В таком случае семье будет выгодно, чтобы декретный отпуск взял мужчина, а женщина стала кормильцем семьи.

Отдельная тема — перекос в семье . Когда женщина не хочет брать на себя роль защитника, но ввиду инфантильности мужа ей приходится это делать. Или мужчина, проживая с ленивой женщиной, выполняет весь объем домашних работ за нее.

Такие ситуации требуют коррекции и при отсутствии прогресса ведут к разводу.

Смена ролей — это не всегда плохо. Главное, чтобы все происходило по взаимному согласию и не доставляло дискомфорта членам семьи. Ну а там, где царит любовь, всегда можно договориться и прийти к общему решению.

О роли мужчины и женщины в семье в этом видео:

Это вопрос вопросов. Несекрет, что в современном обществе распад семьи стал обычным явлением. Семья - священна, во все времена так считалось и считается. Однако за последние годы она ослабевает. одной из причин этого мне видится в процессе эмансипации женщин. Женщина работает, зарабатывает на жизнь. Может быть из-за этого она уже мало считается с мужем. Может быть, если женщина зарабатывает деньги, так оно и должно быть? Но я так не считаю.

2013-07-15 12:00:07

Prosto4elovek отвечает:

, Главой семьи должен быть отец,который будет зарабатывать и содержать свою семью,будет не прилично если всё будет наоборот,мать будет работать содерживать семью,а отец будет сидеть дома и играть в компьютер.Также финансовые вопросы должен решать отец,а не дети и не мать.Почти все обязанности входят в отца,так как он же взял эту семью значит он должен её содержать,свозить всех в отпуск,но стремиться к какой то цели они должны все вместе.А мать должна,делать все по дому.кроме чего электрического,электричество тоже должен делать отец,так как он мужик и он должен в этом понимать.Так что по своему мнению я считаю что главным в семье должен быть,а также он должен следить за своими детьми которые ходят в школу,он должен проверять дневники и ходить на родительское собрание.Например к девочкам на родительское собрание большинство ходят мамы,а к мальчикам папы.В семье главным должен быть мужик!

2013-07-15 12:23:02

EvgenijMarkovich отвечает:

, По всем правилам, глава и опора семьи - муж и отец. Мужчины зарабатывают деньги, а женщины их тратят. Но это классика. Не каждой современной девушке это по вкусу. И не в каждой семье так устроено. Сейчас все чаще встречаются семьи, где жена становится добытчиком, у нее свой бизнес или высокооплачиваемая работа, в то время, когда муж прекрасно справляется с домашним хозяйством и детьми. Каждый должен выполнять ту функцию, которая ему удобнее и под силу. А в некоторых семьях, как у меня, например, муж зарабатывает деньги, помогает по дому, занимается сыном - помогает мне очень, а глобальные вопросы решаю я, женщина. Что как правильно сделать, куда поехать отдыхать, как провести свободное время, как сделать ремонт, как оформить документы. А так же полный контроль сложных ситуаций и решение проблем. Всегда, перед тем, как что то сделать и принять решение я обязательно советуюсь с мужем, если он против, я объясняю, почему этот выход самый наилучший. Он соглашается. Таким образом, выходит, что глава семьи - ГОЛОВА - я, а он думает, что он. И ничто не тревожит его мужскую гордость!

Елена Раковская, семейный стаж 11 лет.

Фишка в том, чтобы каждый член семьи был уверен: если он и не главный, то хотя бы не последний, к его голосу прислушиваются. И, конечно же, муж должен быть уверен, что это он хозяин в доме, иначе рядом будет уже не мужчина, имеющий большие права, но соответственно и еще большие обязанности, а капризный безответственный ребенок. При всей этой хрупкой демократии женщина похожа на водителя-инструктора, у которого есть свой руль и своя педаль тормоза, а еще кнут и пряник. Так что главной в семье получаюсь все-таки я. Только мужу не проболтайтесь…

Екатерина Гречишникова, семейный стаж 5 лет.

У меня в семье главный муж. Я вполне осознанного искала именно такого мужчину, который будет принимать за меня решения. Сама я ответственности не ищу. И мне совершенно все равно, какой марки на кухне холодильник. Если муж сам выбирает, какую, к примеру, технику покупать, сам покупает, сам решает, куда ее ставить и когда ремонтировать, я ему только «спасибо» говорю…

Сергей Мартыненко, семейный стаж 6,5 лет.

Я думаю, что главная в нашей семье жена. Она решает большую часть хозяйственных проблем, дает мне указания… Но жена говорит, что главный я. Она действительно частенько пристает ко мне с вопросами вроде: к какому врачу лучше дочку вести, отдавать ее в этот садик или другой… Иногда мне кажется, что главного у нас вообще нет. Мы с женой деликатно спихиваем главенство друг на друга и вынужденно верховодим по очереди…

Владимир Кузнецов, семейный стаж 9 лет.

Я знал семьи, где ведущей была женщина. В 70 процентах случаев это заканчивается разводом. Потому что мужчине рано или поздно надоедает подчиняться — так предопределено природой, так сложилось исторически. В моей семье однозначно главный я. Помимо прочего, это связано и с тем, что я старше жены на 9 лет. Конечно, спорные вопросы обсуждаются. Но решающее слово все равно за мной.

Галина Сергеевна Остапенко, старший преподаватель кафедры практической психологии ВГПУ.

В семье должно быть четкое разделение обязанностей, жена не должна быть просто теплым комочком возле сильного мужа, и в то же время мужчина не должен быть подкаблучником. Многие мужья из подобных семей признавались, что со слабой женой и сам мужчина становится слабее. Поэтому семейная диктатура, завязанная на безусловном главенстве одного из супругов, — это бесперспективный путь развития отношений.

Что касается собственно построения крепкой семьи, то я сторонница Вирджинии Сатир — известного американского семейного психолога. Она говорит о правилах четырех «С». Первое — это самооценка. Пары должны сохранять взаимное уважение и, главное, чтобы дети не улавливали даже мельчайших отрицательных интонаций в разговоре про одного из родителей. Затем немаловажны отношения с родственниками — со старшим поколением. Ведь, как известно, хорошие дети — это обеспеченная старость. Также важны семейные традиции и социальные отношения — супругам нужно разнообразие, ведь одинаковые дни, когда человек выходит из дома только на работу, угнетают человека. Нужно чаще менять обстановку и общаться с новыми людьми.

Если все-таки вопрос главенства почему-то для вас значим, решите его прямо сейчас — раз и навсегда. И не тратьте на споры драгоценные часы. Оставьте время для любви!

Итак, сначала подойдите к зеркалу.

Ваш нос

с тонкой переносицей; с толстой переносицей; вообще не переносится.

Нос с очень тонкой переносицей специалисты по физиогномике называют «вдовьим» и утверждают, что обладатель такого носа, как правило, человек властный, неуживчивый, а стало быть, рискующий в итоге остаться в одиночестве.

Теперь разуйтес ь (при необходимости снимите носки) и внимательно изучите пальцы на ногах. Желательно измерить их линейкой (рулеткой, сантиметром).
Ваш второй палец на ноге (любой из них)

короче первого (большого);длиннее первого. Народная молва, основываясь на многовековых наблюдениях, говорит: верный признак главенства у того, чей второй палец на ноге длиннее первого. Физиологи, между прочим, указывают на то, что второй палец, КАК ПРАВИЛО, длиннее первого.


Напрягите память и вспомните:

В вашей семье главным был

папа; мама; вы.

Психологи, последователи Э. Берна, пришли к выводам, что в семьях, где главенствует отец, дочь усваивает дочернюю роль и привыкает подчиняться. Решения принимает с трудом и неохотно. Если же командовала мать, сын вырастает безвольным, с постоянной нуждой в опеке и заботе.

Гадая на ананасе, вы обнаружили, что нарезанные Вами кусочки:

больше, чем у партнера;меньше и аккуратнее, чем у партнера;съедены партнером.

Способ гадания на ананасе состоит из двух этапов:

Подготовительный.

Готовятся две комнаты, проводится генеральная уборка (еще один повод присмотреться, а не командует ли ваша половина вами). В каждой комнате должно быть по столу. На одном столе скатерть белая, на другом — черная. Разделочные доски обязательно новые. На столе с белой скатертью должен быть нож с белой ручкой. На столе с черной скатертью — соответственно с черной. На каждой разделочной доске лежит очищенная половинка ананаса. Вы и ваша половина расходитесь по разным комнатам и начинаете второй этап.

Гадательный.

Кромсаете ананасы на некрупные кусочки. Заранее о размере договариваться нельзя! Результат: тот, у кого кусочки получились меньше и аккуратнее, будет управлять своим партнером и, возможно, даже подавлять его.

В этом месте очень сильно напрягите память и вспомните:
Во время свадебного разгула вы

откусили от поднесенного пирога самый большой кусокпервым переступили порог дома/квартирыпервым наступили на что-нибудь: на ковер в ЗАГСе, на подножник в церкви, на тарелку у порога вашего дома. За каждый положительный ответ начислите себе, сколько хотите баллов. Потому что каждый пункт сам по себе утверждает ваше главенство в доме.

Если вы откусили больший, чем ваша половина, кусок от пирога, поднесенного свекром и свекровью, вам не миновать участи главного в доме. Первым переступили порог, возвращаясь из ЗАГСа или с венчания, — то же самое. Прежде чем переступить порог, вам еще надо наступить на положенную там тарелку. И желательно так, чтобы она разбилась. Подножник выполняет в церкви ту же функцию, что и ковер в ЗАГСе, — на него становятся венчающиеся.

Материальное обеспечение семьи главным образом зависит:

от вас, партнера по браку, ваших родителей, родителей партнера, Министерства образования РФ

Практически без комментариев. По распространенному суждению, кто больше зарабатывает — тот и рулит. Чьи родители активнее помогают молодому семейному бюджету, тот и командир. Самое печальное, если семейный бюджет составляется из студенческих стипендий и соответственно зависит от щедрости государства.

Ваша общая собака

попрошайничает только у вас, когда вы едите; исполняет команды, только когда вы прикажете; попрошайничает у всех, не слушает никого.

Собаку не обманешь. Она ориентируется на запах. Человек, который доминирует в семье выделяет какие-то особенные феромоны. Собака (и не только собака) ведется на того, у кого запах сильнее. Соответственно слушается только его и никогда у него не попрошайничает.

Если хотя бы по одному пункту вы получаетесь главным в семье, стало быть, так оно и есть. Если у вашей половины по всем приметам лидерство отсутствует, вам больше ничего не придется выяснять. Но если у вас обоих присутствуют признаки «хозяина в доме», тогда у вас два пути:

продолжать активно выяснять, кто же «главнее» или решить, что «главнее» семья, и использовать все свои таланты на ее укрепление и процветание.

Мнения от форумцев:

Безумная: Умному (мудрому) мужчине можно и отдать пальму первенства. Наверное, все зависит от того, насколько женщина хорошо/уютно/счастливо и т. д. чувствует себя от принятых мужчиной решений. Коли все правильно делает, так пусть командует! В моем случае, если я на сто процентов не уверена в своей правоте, прежде чем настоять на своем решении, лучше еще раз все обсудить и хорошо подумать (уверена, ему просто везет в таких случаях).

ED-209: Равноправие должно быть… А если еще и уступать друг другу — вообще красота. Хозяином человек должен быть там, где он соображает. И каждый делал бы то, что не могут другие… А то, бывает, упрется кто-нибудь — и все…